МодификаторыПорядок выполнения действий в простом предложении можно задавать с помощью модификаторов выражений. За любым выражением может стоять один из следующих модификаторов: выражение if выражение
выражение unless выражение
выражение while выражение
выражение until выражение
выражение foreach список Модификатор задает условие выполнения (в случае if или unless ) или повторения (в случае while, until или foreach) выражения. Выражение модификатора вычисляется в первую очередь, хотя и стоит в конце конструкции. Хотя модификаторы похожи на условные и циклические управляющие конструкции, но они формируют простые предложения и поэтому не могут быть вложенными. Приведенную выше конструкцию выбора можно переписать с использованием условных модификаторов: SWITCH: {
$t = -36, redo SWITCH unless defined $t;
$say = 'холодно', last SWITCH if $t < 10;
$say = 'прохладно', last SWITCH if $t < 18;
$say = 'тепло', last SWITCH if $t < 27;
$say = 'жарко';
} Иногда удобно задавать повторение действия с помощью циклических модификаторов, например: ++$count, --$sum while (rand < 0.1);
$random = rand until $random > 0.7; Применение модификаторов делает программу легче для понимания, поскольку акцент переносится на основное действие, стоящее в начале предложения. К тому же запись упрощается, так как не используется блок, а условное выражение в модификаторе можно не заключать в круглые скобки. Выражения с do и evalВ программах на Perl можно встретить ключевое слово do с последующим блоком, что похоже на управляющую структуру. Но конструкция do выступает в качестве терма в выражении. Иначе говоря, do делает из блока выражение, значением которого будет значение последнего предложения в блоке. Например, в такой операции присваивания: $result = do { $x=rand; $a=0; } # в $result будет присвоен 0 Чтобы подобное выражение стало простым предложением, после него нужно поставить "точку с запятой". Вот так можно записать третий вариант конструкции выбора, где выражение do будет операндом условной операции, управляющейвычислением результата: SWITCH: {
(defined $t) || do { $t = 15; redo SWITCH; };
($t < 10) && do { $say = 'холодно'; last SWITCH; };
($t < 18) && do { $say = 'прохладно'; last SWITCH; };
($t < 27) && do { $say = 'тепло'; last SWITCH; };
$say = 'жарко';
} Выражение do, как и любое другое выражение, может использоваться с модификаторами. Например, с его помощью можно организовать циклическое выполнение действий: do { $sum += rand; } until ($sum > 25); Но поскольку эта конструкция - выражение, а не цикл, то операторы управления циклом в ней не работают. Иногда требуется динамически вычислить значение строкового выражения или выполнить блок предложений, изолируя возможные ошибки выполнения. Для этого используется конструкция eval, которая применяется в одной из двух форм: eval выражение # вычислить выражение как код на Perl
eval блок # выполнить блок, перехватывая возможные ошибки В любой форме eval возвращает значение последнего вычисленного выражения. В первой форме строковое выражениерассматривается eval как исходный код на Perl, который во время работы программы динамически компилируется и выполняется. Если при его компиляции или выполнении возникает ошибка, eval возвращает неопределенное значение, нопрограмма не заканчивается аварийно, а сообщение об ошибке помещается в специальную переменную $@. Например: $x = 0; $y = 5; # в выражении будет деление на 0
$expression = "$y/$x"; # строка, содержащая код для выполнения
$result = eval ($expression); # вычислить выражение
if ($@ eq '') { # проверить специальную переменную на ошибки
print "Выражение вычислено: $result";
} else {
print "Ошибка вычисления: $@";
} Во второй форме блок предложений в конструкции eval, как и в конструкции do, становится выражением. Он компилируется обычным образом и выполняется во время работы программы, но возможные ошибки его выполнения также не приводят к аварийному завершению программы. Причину ошибки можно узнать из специальной переменной $@, а значением eval будетзначение последнего предложения в блоке. Вот пример обработки ошибок в выражении eval: $result = eval { # выполнить блок
$x = 0; $y = 5;
$z = $y / $x; # здесь будет деление на 0
}; # завершаем предложение точкой с запятой
unless ($@) { # проверить специальную переменную на ошибки
print "Выражение вычислено: $result";
} else {
print "Ошибка вычисления: $@";
} ПрагмыВ программе на Perl, помимо предложений и комментариев, применяются прагмы - указания компилятору и исполняющей системе выполнить какие-либо действия или начать работать в определенном режиме. Прагмы позволяют управлять поведением программы при компиляции и выполнении, их довольно много, и полное их описание можно найти в документации. Очень рекомендуется в начало любой программы включать прагмы, отвечающие за более тщательную проверку правил и ограничений: use strict; # ограничить применение небезопасных конструкций
use warnings; # выводить подробные предупреждения компилятора
use diagnostics; # выводить подробную диагностику ошибок Дополнительная диагностика компилятора поможет избежать многих ошибок при выполнении программы. Обычно прагмы могут включаться в любом месте программы с помощью ключевого слова use и выключаться при необходимости с помощью ключевого слова no, например: use integer; # включить целочисленные вычисления
print 10 / 3; # результат: 3
no integer; # отключить целочисленные вычисления
print 10 / 3; # результат: 3.33333333333333 С помощью прагмы use constant можно определять в программе именованные константы, которые по традиции записываются заглавными буквами. Это делается таким образом: use constant PI => 3.141592653; # число пи С помощью прагмы use locale в программе включается действие национальных системных установок для некоторыхвстроенных функций, например, при работе со строками на русском языке: По ходу изучения материала следующих лекций будут рассмотрены другие полезные прагмы, а в лекции 13 будет описано применение use для подключения внешних модулей. Синонимы и идиомыМатериал этой лекции иллюстрирует упоминавшийся в лекции 1 принцип TMTOWTDI: в Perl часто существует несколько синонимичных конструкций, предоставляющих автору программы возможность наиболее точно выразить свой замысел в привычном для него стиле. Perl - демократичный язык, и каждый пишет на нем так, как ему удобнее и привычнее: начинающий программист использует простые средства, писавший ранее на другом языке найдет для себя знакомые конструкции, а опытныйPerl-хакер может углубиться в синтаксические дебри. За многие годы использования Perl целой армией программистов в нем сложились устойчивые выражения (idioms, идиомы), подобные пословицам и поговоркам в естественных языках. Для примера можно привести некоторые из них: # 1. Выполнять бесконечный цикл
for (;;) # читается "forever" - "всегда"
{ } # тело бесконечного цикла
# 2. Открыть файл или аварийно завершить программу
open FILE or die; # "открой файл или умри!"
# 3. Читать строки из входного потока и печатать их,
# используя буферную переменную по умолчанию
while (<>) { print; }
# 4. Присвоить переменной значение по умолчанию
# только, если ее значение не определено
$variable ||= $default_value; В большинстве следующих лекций будут встречаться и другие идиоматические выражения, придающие специфический колорит программам на языке Perl. Оформление программыКаждый автор волен оформлять свои программы в удобном для него стиле. Perl не навязывает разработчику никаких ограничений. Общепринятые рекомендации по стилю оформления программ изложены в разделе стандартной документации, который можно просмотреть с помощью команды: В соответствии c устоявшимися традициями, типичная программа на языке Perl скорее всего будет выглядеть примерно так: # вводные комментарии к программе
use strict; # включение дополнительной...
use warnings; # ... диагностики
# use Env; # подключение нужных модулей (см. лекцию 13)
# package main; # объявление пакета (см. лекцию 13)
my $message = 'Привет!'; # объявление переменных и
print $message; # запись алгоритма программы
# описание форматов отчета (см. лекцию 10)
# описание подпрограмм (см. лекцию 12)
__END__ # необязательное обозначение конца программы В этой лекции рассмотрены синтаксические правила составления предложений на языке Perl, изучив которые, можно начинать писать законченные программы. Многообразие синтаксических конструкций позволяет автору, исходя из своих предпочтений, применять любые из конструкций-синонимов для выражения особенностей алгоритма задачи. Дополнительные сведения о синтаксисе предложений, снабженные многочисленными примерами, можно узнать, выполнив Perl-утилиту вывода документации:
|